Электронный блок управления двигателем (ЭБУ): что это такое, где находится, принцип работы и фото

Описание ЭБУ

Для начала рассмотрим описание ЭБУ автомобильного двигателя, его типовые параметры, а также расскажем, где находится устройство. Начнем с основных функций, отведенных этому устройству.

Функционал

Так что же такое ЭБУ в машине? Блок управления двигателем – это устройство, используемое для приема сигналов от контроллеров и датчиков, а также их последующей обработки и передачи команд исполнительным механизмам. Данные, полученные от системы управления двигателем в автомобиле, обрабатываются по алгоритму, установленному производителем. После обработки информации электронный блок управления двигателем передает соответствующие команды исполнительным механизмам и компонентам.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ): что это такое, где находится, принцип работы и фото

Электронная система управления двигателем дает возможность оптимизировать параметры, важные для работы двигателя, в частности:

  • отрегулировать максимально оптимальный расход топлива;
  • проверить состав и соотношение вредных веществ в выхлопных газах;
  • проверьте показатели крутящего момента;
  • обеспечить оптимальную мощность силового агрегата;
  • отрегулировать положение дроссельной заслонки;
  • проверить работу системы зажигания;
  • регулировать работу системы рециркуляции выхлопных газов;
  • проверить фазы газораспределительного механизма;
  • при необходимости отрегулируйте температуру антифриза.

При этом следует учитывать, что это далеко не все функции, которые может выполнять электронный блок управления двигателем. Это самые основные параметры, но в зависимости от модели ECM модель менеджера может выполнять и другие параметры. Также этот прибор позволяет провести диагностику автомобиля в целом, если были зафиксированы проблемы в работе тех или иных агрегатов. На необходимость проверки может указывать появление на панели приборов сигнальной лампы проверки.

Контрольная лампа системы управления двигателем, которая исправна, загорается в том случае, если ECM обнаружил неисправность в работе некоторых компонентов. Чтобы получить более точные данные о поломках, автовладельцу необходимо провести компьютерную диагностику системы и расшифровать полученные комбинации ошибок (автор видео – Павел Ксенон).

Теперь рассмотрим вопрос о расположении модуля управления в автомобиле. В большинстве случаев, как видно на фото, устройство находится в машине, за центральной консолью, по центру. Чтобы получить доступ к устройству, необходимо будет разобрать часть торпеды. Также ЭБУ можно разместить за перчаточным ящиком или приборной панелью, но если он был установлен отдельно, место установки определяет установщик. В некоторых моделях автомобилей устройство располагается в моторном отсеке.

Компоненты

Двумя основными компонентами любой электронной системы управления двигателем являются программное обеспечение и оборудование.

Программа, в свою очередь, включает следующие вычислительные модули:

  1. Модуль управления изначально предназначался для осмотра автомобиля и проверки выходного сигнала. Благодаря этому модулю при необходимости производится коррекция импульсов. Кроме того, модуль управления также позволяет выключить двигатель при необходимости (например, в случае перегрева или других неисправностей).
  2. Не менее важный модуль – функциональный. Он используется для приема сигналов, передаваемых в ЭБУ автомобиля от контроллеров и датчиков. Когда модуль получает сигнал, он его обрабатывает, а затем генерирует определенные команды, которые затем отправляются исполнительным механизмам (автор видео – Павел Ксенон).

В схему ЭБУ также входят аппаратные средства, которые включают в себя различные электронные элементы: микросхемы, процессор и т.д. В конструкции модуля управления используется специальный аналого-цифровой преобразователь, предназначенный для захвата аналоговых сигналов, передаваемых контроллерами и датчиками. С помощью устройства-преобразователя полученные импульсы преобразуются в цифровой формат, с которым в дальнейшем будет работать сам процессор. Также этот элемент преобразует импульсы в обратную последовательность, если необходимо передать сигнал от микропроцессора.

Отдельно стоит сказать о защите модуля. В случае взлома автомобиля злоумышленник может легко получить доступ к ЭБУ, открыв торпеду. Защита ЭБУ может быть обеспечена путем установки дополнительного сейфа или специального бака, который предотвратит доступ к устройству злоумышленника. Здесь необходимо отметить такой момент, как взаимозаменяемость ЭБУ.

Взаимозаменяемость ЭБУ автомобиля дает возможность заменить блок управления в автомобиле в случае поломки, но это также позволит преступнику самостоятельно заменить установленный в автомобиле блок. Благодаря этому злоумышленник сможет обойти противоугонную систему, поэтому важно позаботиться о защите модуля.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ): что это такое, где находится, принцип работы и фото

Принцип работы

Если говорить о принципе работы, то блок управления двигателем принимает сигналы от различных датчиков, их количество может варьироваться в зависимости от типа автомобиля:

  • импульсы от лямбда-зонда;
  • сигналы расхода воздуха от датчика массового расхода воздуха;
  • от температуры двигателя;
  • от положения коленчатого вала, а также от частоты его работы:
  • по неровной дороге;
  • от скорости машины и т д

Обрабатывая полученные сигналы, ПКП передает команды различным системам:

  1. Автомобильное зажигание. Как известно, транспортное средство, в зависимости от того, какой двигатель на нем установлен, может быть укомплектован одной или несколькими катушками. На основании полученного сигнала система зажигания определяет оптимальный способ подачи искры, необходимой для воспламенения топливовоздушной смеси.
  2. К приборной панели. Проверка лампы, как упоминалось ранее, является связующим звеном между устройством и драйвером. Его появление на заказ может быть связано с обнаружением неисправностей ЭБУ в работе некоторых агрегатов. В некоторых случаях сообщения об ошибках указывают на неисправность некоторых датчиков.
  3. На форсунках силового агрегата, с помощью которых осуществляется наиболее оптимальный впрыск топливовоздушной смеси в цилиндры ДВС. При этом следует учитывать, что частота изменения объема смеси может быть разной.
  4. Об устройствах для тестирования ECM (видео Павла Ксенона).

Электронный блок управления двигателем — мозг любого автомобиля

Ни один современный автомобиль не может работать без ECU. ЭБУ двигателя – это, по сути, «мозг» автомобиля, обеспечивающий наиболее оптимальную процедуру управления двигателем. В этой статье мы подробно разберем проблему устройства, принцип работы ЭБУ, покажем фото и видео.

Какие задачи выполняет ЭБУ двигателем

К основным функциям блока управления двигателем автомобиля относятся:

  • контроль зажигания;
  • анализ положения дроссельной заслонки;
  • контроль и управление процессами впрыска топлива;
  • управление системой изменения фаз газораспределения;
  • контроль температуры двигателя внутреннего сгорания и системы охлаждения двигателя;
  • управление системой рециркуляции выхлопных газов;

ЭБУ получает информацию от датчиков о скорости и положении коленчатого вала. Контроллер учитывает скорость движения автомобиля, фиксирует напряжение в бортовой сети и т.д.

Эбу производим замену сами ?

Время карбюраторных автомобилей практически прошло. Автомобиль все больше покрывается датчиками, кабелями и микросхемами. В настоящее время в большинстве автомобилей есть электронный блок управления или, проще говоря, ЭБУ. Об этом и поговорим в этой статье.

Что это ? Где ? Сколько ? Принцип действия ? Это лишь некоторые из вопросов, которые возникают в головах начинающих автолюбителей. Давайте вместе узнаем и найдем ответы на эти вопросы.

Что это ?

Электронный блок управления – это устройство, которое управляет многими электронными системами, включая двигатель. Без ЭБУ автомобиль безжизнен, и в нем не будет работать более одной системы. Чем сложнее машина, чем больше вариантов, тем сложнее этот блок.

Замок представляет собой металлический или пластиковый корпус. Внутри находится микросхема. Разъемов CAN-шины два, третий разъем не редкость для диагностических целей. Этот разъем используется для прошивки программного обеспечения автомобиля или для диагностики проблем. Кроме того, это позволяет оптимизировать чип.

Любой такой блок имеет три типа памяти. EPROM – это постоянная память, в которой разработчики программного обеспечения подготовили необходимую программу для двигателя и других электронных систем автомобиля. EEPROM – это тип памяти, в которой хранятся временные данные. RAM – оперативная память, обрабатывает информацию в реальном времени. В микросхеме также есть датчики и разъемы.

Где находится ?

Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится

Часто ЭБУ находится внутри автомобиля, и в этом случае его корпус сделан из пластика. Он также находится в моторном отсеке. Иногда его можно найти под задним сиденьем автомобиля или даже в багажнике.

Принцип работы ЭБУ ?

Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится

Он принимает сигналы от датчиков, обрабатывает их и действует согласно встроенным алгоритмам. ЭБУ – это в полном смысле мозг автомобиля, который действует по программе, в зависимости от пульса датчиков.

Многие системы форсунок, датчик расхода воздуха, датчик температуры двигателя, датчик положения дроссельной заслонки, электрические стеклоподъемники, климат-контроль, система подвески, память сиденья, ESP подчиняются ECU.

Стоимость

Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится

Стоимость может быть разной, но в любом случае это не самая дешевая часть автомобиля. Можно купить от 10 тысяч рублей за простую машину и до 50 и более за солидную иномарку.

Эбу ваз

На автомобили ВАЗ устанавливали электронный блок управления Январь, который имеет диагностический разъем и легко прошивается.

Замена ЭБУ

Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится

Замена блока управления не должна быть сложной, просто снимите блок и замените его новым. Перед этим не забудьте отключить минусовую клемму аккумуляторной батареи.

  • Но в заключение, чтобы лучше все запомнить, можно обратить внимание на иллюстрацию, которая поможет легко запомнить основные моменты прочитанного.
  • Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится
  • Надеюсь, статья была полезной, пожалуйста, ставьте лайк и оставляйте свои комментарии.

Источник: https://germanyworld.ru/advice-for-drivers/eby.html

Программное обеспечение

Функциональное программное обеспечение очень важно. Ведь именно через него считывается и анализируется информация с датчиков, а на исполнительные механизмы отправляются команды.

Модули отслеживают полученные данные на предмет ошибок. Программа пытается исправить ошибки, если это возможно. Если ошибку не удается исправить, на дисплее бортового компьютера отображается Check Engine и т.д. Необязательно запоминать все ошибки ЭБУ. Их расшифровка разная для всех типов автомобилей. Например, на Lada Priora код P0353 указывает на обрыв цепи в катушке зажигания 3-го цилиндра.

Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

Давайте сначала посмотрим на достоинства:

  • с помощью блока управления двигателем оптимизируются основные рабочие параметры автомобиля;
  • уменьшается воздушный поток;
  • предусматривается более упрощенный запуск энергоблока;
  • автовладельцу больше не нужно регулировать параметры двигателя, практически все, что нужно, регулируется автоматически;
  • если двигатель работает правильно, правильное функционирование блока управления двигателем позволит вам достичь оптимальных параметров с точки зрения бережного отношения к окружающей среде.
Читайте также:  ВАЗ 2107 основные характеристики отзывы владельцев цены на новые и подержанные автомобили 2021

Основные недостатки:

  1. Стоимость ЭБУ довольно высока. Если устройство не работает, вы можете попробовать его исправить, но если это не помогает, устройство необходимо заменить.
  2. Чтобы система работала должным образом, проводка автомобиля должна быть исправной, в частности, это участок цепи питания самого блока управления двигателем.
  3. Для оптимальной работы водитель должен заправляться только топливом хорошего качества.
  4. Для выявления поломки в работе агрегата автовладельцу потребуется специальная техника, которая обычно стоит недешево.

Фотогалерея

Несколько фото ЭБУ автомобиля.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ): что это такое, где находится, принцип работы и фото
Фото 1. Карта установлена ​​внутри ЭБУ Электронный блок управления двигателем (ЭБУ): что это такое, где находится, принцип работы и фото
Фото 2. Поврежден разъем блока слева Электронный блок управления двигателем (ЭБУ): что это такое, где находится, принцип работы и фото
Фото 3. Схема взаимодействия ЭБУ с автомобильными системами

Что контролирует контроллер?

вы можете перечислить некоторые из основных датчиков, с которых собирается информация. Это температура двигателя, температура окружающей среды, лямбда-зонд, уровень топлива и частота вращения холостого хода. Кроме того, многие автомобили имеют датчики ABS, износа тормозных колодок и другие датчики, отвечающие за безопасность.

Отдельные элементы контролируют скорость движения, положение электронной педали акселератора. Есть датчик положения коленвала. Кроме того, ЭБУ контролирует работу системы охлаждения, кондиционирования воздуха. Блок следит за правильным функционированием тормозной системы.

что такое блок управления в машине где он

Конечно, это далеко не весь перечень датчиков. Это стандартный набор, который можно найти на любом более-менее современном автомобиле. Примерно таким набором функций обладает ЭБУ ВАЗ-2170. Мы говорили о датчиках, но нельзя не сказать и о исполнительных механизмах.

Это регулятор положения дроссельной заслонки, инжектор, система зажигания. ЭБУ также контролирует фазы распределения, температуру сгорания смеси и может ее поддерживать. Аппарат анализирует состав выхлопных газов. Регулируйте работу освещения, управляйте электрическими стеклоподъемниками, всеми обогревателями, работой роботизированных и автоматических коробок передач.

Это лишь минимум того, что может сделать средний компьютер. Мы уже знаем, что это такое, поэтому идем дальше: будет интересно. В автомобилях высшего класса гораздо больше датчиков и устройств.

Фактически, ЭБУ – это небольшой блок, который держит всю машину под постоянным контролем. Каждая система управляется этим компьютером. Далекие от автомобильного мира люди и начинающие водители думают, что компьютер похож на ноутбук (в конце концов, это компьютер?). Но это совсем не так. Блок управления выполнен в несколько ином форм-факторе.

Устройство и принцип работы ЭБУ

Корпус ЭБУ служит для защиты электронных компонентов от воздействия внешних факторов: влажности, механических повреждений и частично от экстремальных температур. Если агрегат находится в моторном отсеке, то корпус из алюминия. Если контроллер находится внутри автомобиля, где меньше вредных воздействий, внешняя оболочка, скорее всего, будет пластиковой.

Chevroelt AVEO ECU T300 внешний
Chevroelt AVEO ECU T300 внешний
Электронный блок управления T300 Chevroelt AVEO ЭБУ BOSCH M7.9.7 - внешний вид платы
ЭБУ BOSCH M7.9.7 - внешний вид платы
ЭБУ BOSCH M7.9.7

Карта, которая находится внутри корпуса, напоминает материнскую плату любого компьютера или ноутбука и даже содержит аналогичные элементы. Кроме того, в панели управления есть три типа памяти.

  1. Программируемая постоянная память, также известная как EPROM. Здесь хранится программное обеспечение для всех задач.
  2. Оперативная память, она же RAM. Как и в компьютере, оперативная память необходима для обработки поступающей информации в реальном времени. Оперативная память не решает ничего больше, чем продолжительность обработки данных.
  3. Электронно перепрограммируемое запоминающее устройство или СППЗУ. Это полупостоянная память, в которой записываются данные, которые меняются с течением времени: пробег, расход топлива, коды доступа и т.д.

Программное обеспечение или программное обеспечение – это пакет определенных программ, необходимых для управления всеми системами конкретного транспортного средства. Для каждой модификации создается свое программное обеспечение, чтобы блок управления работал корректно. Он бывает двух типов: функциональный и контрольный.

  1. Функциональное программное обеспечение – это те же программы, предназначенные для управления всеми системами, отвечающими за автомобиль. Они работают с данными с датчиков, обрабатывают эти данные в соответствии со встроенными алгоритмами и отправляют команды связанным системам для регулирования их работы.
  2. Управляющее программное обеспечение – это отдельные элементы, в которых данные, полученные от датчиков, сравниваются с контрольными индикаторами, затем ищутся ошибки и информация об этих ошибках передается в ЭБУ. В зависимости от серьезности этих ошибок блок управления регулирует системы автомобиля, чтобы устранить причину, или активирует информационные значки на панели управления (например, значок масла или проверки двигателя) или полностью блокирует двигатель.

Важная ремарка

Сразу отметим, что под ЭБУ обычно понимаются все встроенные системы, которые получают управляющие сигналы от одной или нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, так что давайте попробуем разобраться. Например, в большинстве автомобилей используются следующие системы и подсистемы управления:

  • ECM
    … Часто его называют просто контроллером ICE;
  • ECM
    .. тот же модуль управления двигателем;
  • ЭБУ
    … Еще один электронный блок управления, однако эта аббревиатура обычно используется для обозначения основы всех электронных систем управления в автомобиле.

И снова мы возвращаемся к термину ЭБУ и его, так сказать, универсальности. Существует множество действительно интегрированных систем управления: непосредственно электронный блок управления двигателем (который является наиболее распространенным), блок управления, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, комбинированный блок управления двигателем и коробкой передач, модуль управления подвеской, блок управления тормозной системой, кузовной контроллер. И это только часть возможных вариантов. Часто все системы объединяют под одним термином «автомобильный компьютер». Однако важно понимать, что:

  • Электронная система управления состоит из множества блоков и модулей;
  • Каждый блок и модуль являются специализированными и не могут выполнять обязанности другого блока и модуля.

Основным и наиболее распространенным блоком управления является ЭБУ двигателя. Назвать его самым главным было бы не совсем правильно, но фактически он контролирует работу силового агрегата, а значит, от его работоспособности зависит очень многое. Например, он считывает и оптимизирует некоторые из наиболее важных параметров автомобиля: крутящий момент, состав выхлопных газов, мощность, расход топлива. Целая плеяда датчиков работает в паре с ЭБУ двигателя. Кроме того, мы будем рассматривать именно ЭБУ двигателя и будем называть его просто ЭБУ. И еще раз напоминаем: электронных блоков много, однако в рамках этого материала для простоты мы будем называть элемент управления двигателем ЭБУ.

Читайте также: Как залить тормозную жидкость в Форд Фокус 2

Что такое ЭБУ, где он располагается в автомобиле и какие функции выполняет

Современные автомобили все больше напоминают сплошное переплетение кабелей, датчиков и компьютеров всех видов. В машине полно электроники. Можно бесконечно спорить, плохо это или хорошо.

Где в машине блок управления двигателем

Здесь гораздо важнее понять устройство, которое фактически управляет и контролирует работу всей электронной заправки автомобиля. И здесь речь идет об электронном блоке управления, или просто ЭБУ.

Пожалуй, самый ленивый человек, совершенно не интересующийся автомобилями и никогда не вникавший в суть своего устройства, не слышал об этой аббревиатуре, но их всего несколько. Большинство знают об этом блоке. Точнее о его существовании. Но при этом они плохо понимают суть ЭБУ, его функции, возможности и даже его место в конструкции автомобиля.

Что контролирует

Для всех расшифровка уже стала вполне понятной и известной. Понять смысл устройства даже после этого шага стало намного проще. Теперь вы знаете, что это за аббревиатура и какой ЭБУ мы рассматриваем.

Чаще всего в технической документации используется только аббревиатура, так как автомобилистам нет смысла каждый раз запоминать ее значение. ЭБУ можно кратко называть с использованием аббревиатуры, использовать полную концепцию электронного блока управления или просто контроллера.

Суть от этого никак не изменится. Гораздо важнее узнать, что это за ЭБУ и где он находится в машине.

Где в машине блок управления двигателем
Двигатель автомобиля, управляемый ЭБУ

Фактически, блок – это мозг современного автомобиля, без которого мы получили бы кучу металла со всевозможными датчиками, кабелями и электронными устройствами, никак не связанными друг с другом.

См. Также: Жидкость для автоматических трансмиссий: особенности и варианты

ЭБУ практически постоянно находится в рабочем режиме, так как получает огромное количество информации от всех типов датчиков.

Блок обрабатывает эти данные с помощью алгоритмов, предусмотренных в его программе, после чего отправляет командные сигналы так называемым исполнительным устройствам.

Блокировка приводит в действие насосы, системы зажигания, форсунки и многое другое в соответствующем режиме.

В результате получается, что блок действует как менеджер всех электронных процессов, предусмотренных в транспортном средстве. И это от элементарной работы фар до управления системами безопасности.

Существует довольно большой список датчиков, с которых информация сначала поступает в наш ЭБУ, а затем в процессе обработки блок сам отправляет команды исполнительным механизмам, в зависимости от результатов анализа полученной информации.

Среди основных датчиков, зависящих от контроллера, можно выделить несколько. Они несут ответственность за:

  • температура двигателя;
  • минимум;
  • заправка;
  • подача кислорода;
  • комнатная температура;
  • антиблокировочная система;
  • система стабилизации;
  • антизано;
  • скорость;
  • текущее положение дроссельной заслонки;
  • уровень давления на педаль акселератора;
  • коленчатый вал;
  • система торможения;
  • уровень охлаждающей жидкости;
  • уровень тормозной жидкости;
  • напряжение в бортовой сети;
  • гидроусилитель;
  • электроусилитель руля;
  • кондиционирование воздуха;
  • отопление и др.

Но здесь указан только базовый набор, который есть практически на всех современных автомобилях. На более продвинутых автомобилях с богатой комплектацией список значительно увеличивается.

После обработки полученной информации контроллер или мозг автомобиля отправляет команды различным исполнительным узлам, системам и механизмам. Это позволяет вам вносить изменения в задание:

  • корпус дроссельной заслонки;
  • системы подачи воздуха;
  • включить;
  • фаза газораспределения;
  • системы кондиционирования;
  • система вытяжки;
  • осветительные приборы;
  • стеклоподъемники;
  • обогрев;
  • АКПП и др.
Читайте также:  Лада гранта генератор индия

Но даже здесь речь идет исключительно о минимальной комплектации, которая характерна для базовой комплектации недорогой иномарки. Повысьте уровень отделки салона или купите более современный, продвинутый автомобиль с большим количеством электроники, и ЭБУ будет отправлять команды на ряд дополнительных систем, механизмов и устройств.

многих удивляет, что небольшое подразделение выполняет такую ​​сложную работу. Причем делает это постоянно, без перебоев, одновременно обрабатывая огромное количество информации.

Некоторые считают, что из-за его обширных функций и возможностей ЭБУ должен напоминать компьютер, ноутбук или планшет, иметь внушительные размеры. Единственное исключение – отсутствие экрана. Но на самом деле все удивляются еще больше, когда видят истинный форм-фактор этого блока управления.

Как выглядит

Фактически, вы уже знаете, что такое ЭБУ в любой современной машине. Это центр управления и управления всей машиной. Вся используемая электроника привязана к одному блоку.

он обязан отчитываться в ECU каждую секунду, а иногда и чаще.

В то же время один и тот же контроллер, анализируя полученные данные, может корректировать работу систем и всей машины, передавая необходимые командные сигналы исполнительным механизмам.

Где в машине блок управления двигателем
Внешний вид ЭБУ двигателя Bosch

Теперь стоит рассматривать блок просто как строительный блок автомобиля. Это небольшое устройство, заключенное в специальный футляр. В качестве материала корпуса используется пластик или металл, чаще всего алюминий из-за его нечувствительности к коррозии.

Корпус устанавливается в разных местах, в зависимости от конкретной марки и модели. При этом материал самого корпуса ЭБУ зависит от места расположения. Если инженеры решат установить его в салоне, используются прочные пластмассы и полимеры, так как нет угрозы быстрого износа и повреждений. Когда ЭБУ находится в моторном отсеке, лучше всего использовать металл.

Карта находится внутри этого футляра. Она настоящий контролер или управляющая единица. С внешней стороны разъемы в количестве 2 шт. Эти разъемы адаптированы для шины CAN. Через них идет связь со всеми проводами датчиков и приборов в автомобиле.

Кроме того, большинство ЭБУ имеют разъем для подключения диагностического оборудования. С его помощью очищаются мозги блока, изменяется программное обеспечение, сбрасываются базовые настройки, устраняются ошибки и т.д.

Где в машине блок управления двигателем
Диагностика ЭБУ

Активная работа блока приводит к его активному нагреву. Для устранения жары инженеры предусмотрели наличие специальных плавников. Он похож на радиатор охлаждения процессоров компьютеров и ноутбуков.

Сняв этот ЭБУ с автомобиля, вы увидите перед собой коробку компактных размеров. Примерные параметры 30х30 мм при толщине не более 70 мм. Хотя блоки бывают разные, в зависимости от года выпуска, конкретной машины и производителя автомобиля.

Внутренняя начинка

С коробкой на месте. Теперь интересно заглянуть внутрь. Под корпусом, который выполняет роль оболочки и защиты, находится таблица внушительных размеров. Во многом он напоминает карты, установленные в системный блок обычного персонального компьютера.

Где в машине блок управления двигателем
Плата электронного блока управления двигателем

Нет смысла вдаваться в подробности устройства платы ЭБУ. Важно знать, что он включает в себя 2 ключевых узла. Это память и софт.

Дополнительно есть 3 типа памяти:

  • Программируемое устройство с постоянной памятью или просто СППЗУ. Используется для обозначения различных программ и функций работы силового агрегата;
  • Оперативная память или ОЗУ для краткости. Этот раздел блочной памяти необходим для выполнения заданий с промежуточной информацией. Данные, по сути, здесь обрабатываются в реальном времени;
  • Последняя часть памяти – это EEPROM. Также запоминающее устройство называется перепрограммируемым электронным. Хранит временную информацию в виде кодов доступа, блокировки, пробега, расхода топлива и т.д.

Следующий раздел платы блока управления – это программное обеспечение. Делится на 2 типа:

  • Функциональное программное обеспечение считается самым важным. Различная информация поступает со всех типов датчиков. Программа анализирует данные и затем отправляет команды на выполнение;
  • Другой тип памяти – это модули или управляющие микросхемы. Вам следует проверить полученную информацию и проверить на наличие ошибок. Когда они обнаруживаются, программа пытается устранить ошибки. В случае сбоя водитель видит их в виде буквенно-цифровых символов. Самыми известными можно считать Check или Check Engine. В некоторых случаях, если ошибка критическая, программное обеспечение блокирует возможность запуска ДВС.

Кроме того, энтузиасты чип-тюнинга знакомы с программным обеспечением на плате ECU. Здесь вносятся изменения, программы переписываются, устанавливаются новые алгоритмы.

Расположение

Будет правильно узнать, где именно находится ЭБУ в машине. На самом деле блок находится в разных местах. Все зависит от конкретной машины, а иногда и от года выпуска.

Где в машине блок управления двигателем
Расположение блока управления двигателем Mazda

Есть 2 основных места, куда производители автомобилей устанавливают блок управления при сборке транспортного средства.

  1. Гостиная. Поскольку салон довольно просторный, искать его следует по инструкции к вашему автомобилю. В случае с автомобилями производства АвтоВАЗ выбирают место под панелью возле радиатора отопителя. У некоторых блок находится под задним диваном. В последнее время это особенно актуально для иномарок премиум-класса. Бывают редкие случаи, когда агрегат помещают в багажник.
  2. Подкапотное пространство. В целом инженеры давно пришли к выводу, что размещать агрегат под капотом – не очень правильное решение. Это связано с постоянным воздействием грязи, воды, влажности, осадков, высоких температур. Все это негативно сказывается на агрегате, даже если он заключен в прочный и надежный корпус. Искать ЭБУ следует в районе аккумулятора, рядом с блоком предохранителей.

На практике найти блок управления несложно даже на только что купленном вами автомобиле, который не успел разобраться с его устройством.

Производители автомобилей никогда не размещают блоки под панелями, которые трудно снять, или не требуют разборки половины кабины для доступа. Обычно это скрытая панель, удерживаемая защелками или 1-2 саморезами. Еще проще найти блок управления двигателем в моторном отсеке. Визуально ищите ящик, из которого отправляется пара поездов.

Опытные автомобилисты и специалисты в области автомобильной диагностики настоятельно отговаривают дилетантов от попыток разобрать и отремонтировать агрегат. Это сложное устройство, в котором вы, наверное, уже разобрались. Поэтому даже на дешевых машинах это очень дорого. В случае возникновения проблем лучшим решением будет обращение в проверенный автосервис.

Неисправности

Часто автомобилисты интересуются, как можно проверить работоспособность своего ЭБУ. Для этого необязательно разбирать весь блок и пытаться там что-то открутить. Следует ориентироваться на косвенные признаки.

Где в машине блок управления двигателем
Неисправность блока управления маслом на плате

Есть несколько признаков неисправности ЭБУ, которые проявляются в виде следующих симптомов:

  • двигатель вообще не запускается;
  • все или часть систем заблокированы;
  • двигатель работает с ошибками;
  • колеблющиеся обороты;
  • уменьшается частота вращения двигателя;
  • ошибки вылезают.

Любая неисправность в ЭБУ крайне неприятна, так как блок считается надежным и прочным элементом. К тому же это очень дорого. Никто не хочет сталкиваться с необходимостью его замены. Симптомы отказа появляются только из-за неправильной работы, механических повреждений или неправильной загрузки программного обеспечения, что часто случается с любителями чип-тюнинга.

Причины самой поломки встречаются крайне часто. Это короткое замыкание, влага и вода на плате, перегрузка, перегрев, физические воздействия, влияние коррозионных процессов.

Серьезное повреждение или выгорание карты практически не оставляет возможности восстановить работоспособность старого блока управления. Следовательно, нужно покупать новый. И здесь возникает основная проблема в виде высоких затрат. Если у вас бюджетный автомобиль в простой комплектации, в среднем вам придется заплатить не менее 300-500 долларов за единицу.

Не спешите сразу выбрасывать свой ЭБУ. Сначала попробуйте разобрать блок и посмотреть, что происходит внутри.

Бывает, что ошибки вылезают из-за проблем только с одной маленькой микросхемой, какие-то участки задела коррозия, контакты сломаны. Такие неисправности устраняются с вероятностью 80%. После такого ремонта ЭБУ может служить еще много лет.

Но лучше отдать хорошему специалисту по ремонту и не пытаться что-то делать самостоятельно, не имея соответствующего опыта, знаний и навыков.

Электронный блок управления – неотъемлемая часть любого современного автомобиля. И чем больше электроники используется в автомобиле, тем больше значение ECU. Но тем больше его ответственность.

Поэтому производители крайне ответственно подходят к проблеме его создания, чтобы не допустить возможных поломок, минимизировать неисправности и не допустить ошибок.

Невероятно сложное устройство, во внешний вид которого порой сложно поверить.

Источник: https://drivertip.ru/osnovy/ebu-v-avtomobile-gde-on-nahoditsya.html

ЭБУ: что это такое в автомобиле и где находится? :

Современный автомобиль – это не просто четыре колеса и двигатель. Это смартфон на колесах. Работу всех систем современного автомобиля контролирует огромное количество различных датчиков.

Затем эта информация анализируется специальным компьютером и другим электронным материалом. Чем дороже автомобиль, тем больше в нем электронных опций. Весь этот «оркестр» управляется маленькой коробкой: это ЭБУ.

Что это? Это электронный блок управления. О нем поговорим сегодня.

Эбу в современном автомобиле

Первый шаг – начать с условий. ЭБУ – это «мозг» автомобиля или электронный блок управления. Многие знают его как контроллер. Это действительно мозг машины. Без этого блока все остальные элементы и механизмы просто превращаются в безжизненный хлам, огромное количество пластика, кабелей и микропроцессоров.

Где в машине блок управления двигателем

Электронный блок получает данные от датчиков. Затем информация обрабатывается по специальным алгоритмам. Затем он отправляет специальные команды на исполнительные устройства. ЭБУ есть и в моделях АвтоВАЗа. Также есть датчики, например, кислорода, температуры охлаждающей жидкости, скорости. Что уж говорить о современных иномарках.

Читайте также:  Почему троит двигатель ВАЗ-2107 карбюратор причины и решения проблемы

Читайте также: Гипоидная передача: что это такое и как работает

Это электронный блок управления ЭБУ. Проще говоря, это интеллектуальное устройство, которое каждую секунду проверяет все процессы, происходящие в автомобилях. В секунду обрабатывается до тысячи различных сигналов.

Что контролирует контроллер?

вы можете перечислить некоторые из основных датчиков, с которых собирается информация. Это температура двигателя, температура окружающей среды, лямбда-зонд, уровень топлива и частота вращения холостого хода. Кроме того, многие автомобили имеют датчики ABS, износа тормозных колодок и другие датчики, отвечающие за безопасность.

Отдельные элементы контролируют скорость движения, положение электронной педали акселератора. Есть датчик положения коленвала. Кроме того, ЭБУ контролирует работу системы охлаждения, кондиционирования воздуха. Блок следит за правильным функционированием тормозной системы.

Где в машине блок управления двигателем

Конечно, это далеко не весь перечень датчиков. Это стандартный набор, который можно найти на любом более-менее современном автомобиле. Примерно таким набором функций обладает ЭБУ ВАЗ-2170. Мы говорили о датчиках, но нельзя не сказать и о исполнительных механизмах.

Это регулятор положения дроссельной заслонки, инжектор, система зажигания. ЭБУ также контролирует фазы распределения, температуру сгорания смеси и может ее поддерживать. Аппарат анализирует состав выхлопных газов. Регулируйте работу освещения, управляйте электрическими стеклоподъемниками, всеми обогревателями, работой роботизированных и автоматических коробок передач.

Это лишь минимум того, что может сделать средний компьютер. Мы уже знаем, что это такое, поэтому идем дальше: будет интересно. В автомобилях высшего класса гораздо больше датчиков и устройств.

Фактически, ЭБУ – это небольшой блок, который держит всю машину под постоянным контролем. Каждая система управляется этим компьютером. Далекие от автомобильного мира люди и начинающие водители думают, что компьютер похож на ноутбук (в конце концов, это компьютер?). Но это совсем не так. Блок управления выполнен в несколько ином форм-факторе.

Как выглядит ЭБУ и что собой представляет?

Блок управления выпускается в самых разнообразных корпусах. Часто это пластиковые или алюминиевые основы. Например, ЭБУ ВАЗ-2172 выполнен в пластиковом корпусе.

На большинстве иномарок кузов металлический. Материал в основном зависит от положения блока. Итак, если на моделях АвтоВАЗа блок устанавливается в салоне, то он пластиковый.

Если бы он был установлен под капотом, он был бы металлическим.

Где в машине блок управления двигателем

Но корпус – это еще не весь ЭБУ. Внутри корпуса находится электронная плата. Это ЭБУ. Мы уже более или менее знаем, что это такое. Из платы извлекаются два разъема: это так называемая CAN-шина. К этим разъемам подключаются кабели всех датчиков и исполнительных механизмов.

Обратите внимание, что некоторые устройства также оснащены разъемом для обновления прошивки, а также диагностическим выходом OBD-II. Как и любой компьютер, этот тоже иногда «дает сбой». Также случаются сбои датчиков. С помощью диагностического разъема вы сможете считывать коды неисправностей ЭБУ ВАЗ и тем самым облегчить ремонт автомобиля.

Больше нет необходимости вручную искать неисправности.

Микросхемы ЭБУ подвержены довольно сильному нагреву. Следовательно, у их тел есть ребра. Последние действуют как радиаторы, отводя лишнее тепло. Если взять и посмотреть на демонтированный блок, то с виду блок представляет собой небольшую коробку размером 15 на 10 см, толщина его не более одного сантиметра.

Эбу изнутри

Если открыть блок, можно увидеть довольно большую доску. Неопытные автовладельцы и вообще неопытные пользователи компьютеров могут спутать ее с материнской платой компьютера. Мы не будем полностью разбираться в его устройстве, но разберем основные узлы прохождения.

Где в машине блок управления двигателем

Остановимся на памяти ЭБУ. Что это? Есть несколько типов памяти. EPROM – это программируемая константа, в которую разработчики поместили необходимые алгоритмы для работы двигателя и других систем.

RAM – оперативная память, необходимая для работы с промежуточной информацией. Он обрабатывается в режиме реального времени. EEPROM – это перепрограммируемая электронная память.

Используется для хранения временных данных.

Программное обеспечение

Функциональное программное обеспечение очень важно. Ведь именно через него считывается и анализируется информация с датчиков, а на исполнительные механизмы отправляются команды.

Модули проверяют полученные данные на наличие ошибок. Программа пытается исправить ошибки, если это возможно.

Если ошибку не удается исправить, на дисплее бортового компьютера отображается Check Engine и т.д. Необязательно запоминать все ошибки ЭБУ. Их расшифровка разная для всех типов автомобилей.

Например на «Лада Приора» код P0353 указывает на обрыв цепи в катушке зажигания 3-го цилиндра.

Где расположено ЭБУ?

В салоне агрегат находится под панелью. В моделях АвтоВАЗ он располагается возле радиатора отопителя. На иномарках уровня компании ЭБУ располагается под задним сиденьем. Некоторые производители пытаются установить контроллер в багажник. Помещать ЭБУ под капот – не лучшее решение.

Где в машине блок управления двигателем

Ведь на блок влияют дождь, снег и другие факторы. Часто в моторном отсеке устройство располагается возле аккумулятора или под предохранителем.

найти его несложно – его сможет найти даже рядовой автовладелец без особых навыков. Вам просто нужно немного разобрать приборную панель или найти под капотом блок. Внешне это ящик, из которого выходят две жгуты.

Но самостоятельно ремонтировать ЭБУ без специальных знаний не стоит. Лучше доверить эту работу профессионалам.

Демонтаж

Снять блок управления очень просто. Достаточно открутить крепежные болты и отсоединить кольца. Конечно, перед этими работами следует снять отрицательную клемму с аккумуляторной батареи. На некоторых моделях автомобилей необходимо снимать приборную панель. Агрегат часто располагается сбоку от печки или под бардачком.

Где в машине блок управления двигателем

Узнать, работает ли блок, очень просто. В половине случаев машина просто не заводится. Также возможно, что все системы заблокированы, все замки открыты и т.п. В других случаях могут возникнуть неисправности двигателя.

Так, на некоторых машинах обороты могут колебаться, случаются поломки. Двигатель может вообще не запуститься. Это жгучие ошибки, которые невозможно удалить с помощью программного обеспечения. Следует отметить, что ЭБУ – довольно надежный агрегат.

Поэтому, если его специально не «греть», агрегат будет работать долго и исправно.

Как возникают сбои, если привод надежен? Все просто: просто короткое замыкание или влага на плате. Также ЭБУ не любит физических воздействий и коррозии.

Расположение ЭБУ Лада Гранта

Отдельно хочется сразу передать конструктору АвтоВАЗа, придумавшему такое расположение этого блока. На мой взгляд, хуже места для изобретений нет. Посмотреть на себя.


ЭБУ находится под перчаточным ящиком под ногами пассажира и спрятан под обивкой. Обивка крепится к корпусу справа саморезом.

  • Если ваш внутренний обогреватель (радиатор) протекает, антифриз пойдет прямо в ЭБУ, почти на 100% сломанный. Хотя на Lada Grantu изначально установлен качественный импортный радиатор Visteon.
  • Как вы правильно заметили, вода может попасть из-под капота. Резиновые колпачки у Lada Granta не очень хорошего качества, поэтому при высыхании вода будет стекать в сторону контроллера. Чтобы этого не произошло, проверьте состояние резиновой пробки.
  • Если сливное отверстие (показано на видео ниже) забивается, вода может стекать в кабину.

В общем, как вы понимаете, положение ЭБУ на Гранте не самое лучшее! Поэтому нам просто нужно с этим столкнуться.

Неисправности и ремонт ЭБУ

Поврежден чип на плате ЭБУ

Поврежден чип на плате ЭБУ

ЭБУ – важная и обычно очень надежная часть автомобиля. Но о его неисправности однозначно можно говорить:

  • Если машина не запускается или плохо управляется,
  • Встречаются различные замки (двери, муфты и т.д.),
  • Ошибки постоянно отображаются на дисплее,
  • Возникают неисправности двигателя.

Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также сбои могут произойти из-за аварии, перегрева, попадания жидкостей (воды, антифриза) на плату, из-за коррозии.

Блок управления – очень дорогая часть автомобиля. Его стоимость для «популярных» иномарок составляет 300-500 долларов. Перед покупкой нового агрегата покажите старый хорошему специалисту. Если микросхема «сгорела» или корродировала лишь частично, конечно (с вероятностью 80%) можно восстановить ее работу и погонять еще какое-то время.

Снять ЭБУ довольно просто, для этого необходимо:

  1. Отсоедините отрицательную клемму АКБ,
  2. Отсоедините два входящих шлейфа,
  3. Откручиваем крепежные болты.

Если ЭБУ расположен рядом с печкой на передней панели, вам нужно сначала снять его (панель.

Читайте также: Что такое ESP и как эта система работает вместе с электронным блоком управления.

Немного истории

Появление электронного блока управления двигателем было обусловлено необходимостью подачи в цилиндры двигателя топливной смеси в нужном количестве и требуемой консистенции. До создания электронного блока эти функции выполнял карбюратор, на усовершенствование которого направлялись основные силы конструкторов.

Однако появление дешевых и недорогих микрочипов ознаменовало конец эры карбюраторов в 1970-х годах. Но первые электронные компоненты были созданы итальянцами из Alfa Romeo для своей модели 6C2500, что произошло в середине 1950-х годов. Этот квартал назывался «Капрони-Фускальдо».

Постепенно ЭБУ совершенствовались, «учились» покрывать показания все большего количества датчиков, управлять системами охлаждения и зажигания, становились эффективнее и так далее. Современный электронный блок способен создавать сеть Контроллерной зоны – единую систему управления – обмен данными с другими системами автомобиля.




Источники

  • https://autocentrum.ru/articles/elektroshemy-i-ebu/18672-elektronnyy-blok-upravleniya-dvigatelem-ebu-chto-eto-takoe-gde-nahoditsya-princip-raboty-i-foto.html
  • https://autoservismoskva.ru/remont/elektronnyj-blok-upravleniya-dvigatelem-v-avtomobile-chto-eto-takoe-printsip-raboty-ebu-i-gde-on-nahoditsya.html
  • http://KrutiMotor.ru/kontroller-dvigatelya/
  • https://injcar.ru/remont/chto-takoe-ebu-v-avtomobile-i-gde-on-nahoditsya.html
  • https://prometey96.ru/ustrojstvo-avto/elektronnyj-blok-upravleniya.html
  • https://www.syl.ru/article/309473/ebu-chto-eto-takoe-v-avtomobile-i-gde-nahoditsya
  • https://VazNeTaz.ru/ebu
  • https://k-SportRacing.ru/neispravnosti-i-remont/elektronnyj-blok.html
  • https://avtorazborka77.ru/transmissiya/gde-raspolozhen-blok-upravleniya-dvigatelem-v-avtomobile.html
  • https://minitraktor34.ru/obzory-i-testy/gde-nahoditsya-ebu-na.html
  • https://AvtoNov.com/%D1%8D%D0%B1%D1%83-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ВАЗинфо